Жизнь на других планетах

Большинство ученых сходится во мнении, что в бесконечной Вселенной шансы обнаружить жизнь на других планетах довольно высоки. Однако маловероятен тот факт, что привычные нам формы жизни будут найдены на любой из планет в пределах нашей Солнечной системы. Жизнь, как мы ее знаем: от одноклеточных организмов до человека, состоит в основном из жидкой воды. Таким образом, планета, которая таит в себе жизнь не может быть слишком холодной так как вода замерзнет, или слишком горячей так как вода испарится. Даже в нашей солнечной системе планеты, которые ближе к Солнцу, чем Земля слишком жаркие, а те, которые дальше – слишком холодные. Поверхность Венеры, например, горячая настолько, что там будет плавиться свинец, а поверхность Марса – наоборот, очень холодная и любой живой организм там просто замерзнет.

Жизнь , как мы ее знаем здесь, на Земле также требует наличия у планеты магнитного поля и атмосферы, оба параметра должны защищать ее обитателей от смертельной радиации родительской звезды. Магнитное поле Земли генерируется ее вращающимся железным ядром и отклоняет непрерывный поток высокоскоростных частиц солнечного ветра. Поскольку эти частицы достигают края атмосферы они иногда создают феномен, который мы называем северное сияние. Без магнитного поля солнечный ветер уничтожил бы всю жизнь на Земле.

Что касается атмосферы Земли, то она защищает жизнь путем поглощения вредного ультрафиолетового излучения. Таким образом планеты в других звездных системах также должны обладать такой защитой.

Естественно, жизнь на Земле изменяет химический состав атмосферы. И, как известно, до тех пор пока не появились растения (несколько миллионов лет назад) в атмосфере планеты практически отсутствовал газообразный кислород. Таким образом, обнаружение молекул кислорода в атмосфере другой планеты стало бы одним из доказательств того, что там есть живые существа.

Ученые изучают планеты нашей собственной Солнечной системы уже на протяжении более чем 50 лет, пытаясь найти доказательства наличия на них жизни в настоящем или хотя бы в прошлом. Запущенный в 1967 году аппарат Венера-4 (СССР) был первым зондом которому удалось отправить на Землю данные с другой планеты. Миссия показала, что атмосфера Венеры практически полностью состоит из углекислого газа, а температура на ее поверхности достигает 467 градусов Цельсия, что делает ее очень маловероятным кандидатом для обнаружения жизни.

Открытие тысяч планет, вращающихся вокруг ближайших звезд значительно увеличило шансы на обнаружение там каких-либо форм живых существ. За последние 20 лет исследователи открыли почти 2000 планет за пределами нашей Солнечной системы. Кроме того более четырех тысяч других кандидатов в экзопланеты ждут своего подтверждения.

Наиболее подходящим местом для обнаружения жизни, судя по всему, окажутся маломассивные, каменистые планеты аналогичные нашей Земле. Более крупные планеты, как правило, состоят из газообразного водорода – самого распространенного элемента во Вселенной, и не имеют твердой поверхности. Кандидаты в обитаемые экзопланеты также должны находиться в так называемой обитаемой зоне – области в которой на поверхности планеты будет существовать вода в жидком виде. В 1997 году НАСА запустило миссию Кеплер, благодаря которой была найдена экзопланета, которая отвечает обоим требованиям, ей оказалась Kepler-452b.

Таким образом шансы обнаружить жизнь на другой планете стремительно растут и все больше и больше приближаются к 100%. Однако сможем ли мы узнать жизнь, когда обнаружим ее? На этот вопрос у нас, к сожалению, нет ответа.