Экзопланета

Тысячи экзопланет открытых за последние два десятилетия за пределами Солнечной системы поставили под вопрос правильность некоторых аспектов процесса формирования планет. Недавнее открытие “молодого Юпитера”, богатого метаном, может пролить свет на то каким именно образом формируются планеты такого типа.

Относительно молодой газовый гигант известный как 51 Eridani b, удаленный от нас на 96 световых лет, имеет богатую метаном атмосферу. В соответствии с заявлением исследователей из Стэнфордского университета: в атмосферах нескольких ранее открытых газовых гигантов, учеными были обнаружены следы метана, несмотря на то, что это открытие идет в разрез с основными положениями формирования такого типа планет.

Как же возникает наблюдаемое “метановое” несоответствие? Оно может быть связано с процессами, проходящими в атмосфере планеты с течением времени, или же оно может быть объяснено разницей в том, как эти гиганты формируются. Инструмент GPI, который смог непосредственно запечатлеть 51 Eridani b и обнаружить метан в его атмосфере, создан для изучения чрезвычайно молодых газовых гигантов, с целью помочь ученым выяснить, что именно происходит в планетарной утробе.

Планеты не излучают свет, подобно звездам, однако они и не абсолютно темные. Планета 51 Eridani b, например, разогрета до 426,6 градусов по Цельсию (800 градусов по Фаренгейту). Такой температуры достаточно для того, чтобы расплавить свинец и выделить значительное свечение. Тепло вызвано энергией, которая была захвачена в процессе формирования планеты, которое состоялось около 20 миллионов лет назад.

“Экзопланета достаточно молода, для того чтобы помочь нам найти ответ на вопрос о ее формировании” сказал Брюс Макинтош, главный исследователь GPI.

Прибор GPI предназначен для поиска молодых газовых гигантов. Он может зафиксировать свет, излучаемый этими горячими, молодыми экзопланетами непосредственно, в то время как космический телескоп Кеплер (благодаря которому было обнаружено более 4000 кандидатов на звание планеты), обнаруживает их, наблюдая за изменением яркости звезды, в момент, когда экзопланета проходит перед ней.

“Для того, чтобы обнаружить планеты, Кеплер наблюдает за тенью”, сказал Макинтош в своем заявлении. “GPI же видит свечение экзопланет, которое мы называем прямой визуализацией”. Согласно Макинтошу, яркость или температура молодой экзопланеты может рассказать нам о том, как эта планета сформировалась. Существует две основные идеи формирования массивных газовых планет: быстрое или медленное.

“Планеты относительно тусклые, если они образуются медленно. Если планета сформировалась быстро, то большая часть энергии попадает в ловушку внутри нее”, сказал Макинтош. “Если вы сможете измерить яркость планеты, то вы сможете узнать, как она сформировалась” добавил он.

Макинтош также отметил, что во Вселенной, возможно, встречаются оба процесса формирования планет: и быстрый и медленный. Если это так, то нам важно понять, как часто встречается тот или другой процесс формирования.