года

В галактике NGC 3393 найдена пара массивных черных дыр

Чёрная дыра

Астрофизики полагают, что в ядрах почти всех галактик, в частности и в нашем Млечном Пути, располагаются громадные черные дыры, масса которых равняется миллионам и миллиардам масс Солнца. В момент столкновения галактик, у каждой из которых в центре имеется сверхмассивная чёрная дыра - именно этот вариант считается самым распространенным объяснением формирования в одной галактике двух черных дыр, - последние зачастую оказываются связанными узами взаимного притяжения, вращаясь вокруг одного общего центра масс. Иногда эти чёрные дыры могут постепенно сближаться и в итоге объединяются в еще более колоссальную сверхмассивную черную дыру.

Галактика NGC 3393 располагается на удалении около 160 миллионов световых лет от Земли в созвездии Гидра. Она была обнаружена 24 марта 1835 года английским исследователем Джоном Гершелем.

В рамках своей работы астрофизики использовали данные полученные с помощью рентгеновской обсерватории «Чандра», а также космического телескопа «Хаббл». При помощи «Чандры» астрофизики смогли обнаружить в ядре галактики высокоэнергетическое рентгеновское излучение со свойствами, характерными для черных дыр. Естественно, сами по себе черные дыры не излучают, однако вещество, падающее на черную дыру, сильно нагревается и начинает испускать излучение в разнообразных диапазонах, которое можно зарегистрировать. Проанализировав всю информацию, специалисты пришли к выводу, что рассматриваемая пара сверхмассивных черных дыр имеет массу в более чем миллион раз большую массы Солнца, а расстояние между ними равняется примерно 490 световых лет. Эта пара сверхмассивных чёрных дыр является ближайшей к Земле среди обнаруженных пар сверхмассивных черных дыр.

Галактика 3393

Основной снимок галактики NGC 3393 является объединением кадров с телескопов «Хаббл» и «Чандра». Вставка изображает центральную часть спиральной галактики NGC 3993 в рентгеновском диапазоне. Стрелками указаны черные дыры.

Странным для NGC 3393 является то, что у неё, невзирая на существование сразу двух сверхмассивных чёрных дыр, хорошо выражена спиральная структура и балдж, который представляет собой совокупность старых звезд. Вероятнее всего, NGC 3393 является примером объединения двух галактик разного размера (большой спиральной и некрупной эллиптической), которое случилось около миллиарда лет назад.